ADS — ALSM Design Studio
  Портфолио   Эволюция   Креатифф  

Публикации

 

О юзабилити

В последнее время все чаще можно услышать (увидеть) слово «юзабилити». Use ability. То есть, возможность использовать. И применяется это слово к сайтам к интерфейсам, к предметам, наконец. Подрузамевается, что оно означает возможность использовать некий продукт неподготовленными (необученными) пользователями. Исходя из новой концепции развития интернета, который как платформа должен быть для всех и для каждого, юзабилити уже вышло на второй (если не на первый) план в разработке сайтов и веб-приложений. 

Среди дизайнеров есть две точки зрения по поводу юзабилити. Первая заключается в поклонении ему, как основе интерфейсов. Второй заключается в его полном отрицании. Тем не менее, несмотря на два кардинально разных подхода, два мнения сходятся в одном: интерфейс должен быть простым и понятным. Для всех и для каждого. Только первый подход это идеализирует и воспринимает как высшую идею, а второй, отрицая юзабилити как идею, активно использует очень многие его компоненты.

В интернете можно найти массу статей по этому вопросу. Но хотелось бы выделить главное. Возьмем для примера веб-сайт. Все ссылки подчеркнуты, меню логически выстроено; c первого взгляда понятно, что эта ссылка ведет на каталог продукции, эта неактивна; эту фотографию можно увеличить; тут находятся контакты, телефон с кодом города; текст не висит кирпичом; а отформатирован; это поле обязательно к заполнению, а это опционально, есть подписи к картинкам, причем не просто logo, picture... Перечисление можно продолжать до бесконечности,  но пользователь интуитивно понимает, что его ждет при каждом шаге на сайте. ЛЮБОЙ пользователь. Почему любой? Потому, что юзабилити предполагает не только грамотное выстраивание интерфейса сайта, но и специальное HTML форматирование. Для того, чтобы люди с ограниченными возможностями (вплоть до использования речесинтрезирующей программы вместо монитора) смогли адекватно воспринимать веб-сайты.  Пример?

Не далее трех лет назад, в одной книге был приведен пример скрипта, который заменяет тэги <strong> на тэги <b>, тэги <strike> на тэги <i> и т. д.  Зачем? Чтобы снизить вес страницы в килобайтах. Может тогда было и актуально сэкономить несколько сотен байт на документе. Но не сейчас. Сейчас тэг <i> обозначает только курсив. А <strike>, который ваш браузер интерпритирует аналогично, обозначает специально выделенный текст. Для обычного пользователя нет абсолютно никакой разницы, а для слепого, который сайт слышит, а не видит, специальная программа, проигнорировав <i> в первом случае, выделит другим голосом <strike> во втором. Вот почему для ЛЮБОГО пользователя.

Здесь мы коснулись всего одного тэга. А таких примеров масса. И в каждом случае надо решать задачу юзабилити. Навскидку вспоминаются несколько своеобразных условий (относительно веб-сайтов), которые скрываются за понятием «любой пользователь»:
1. Тэги должны выделять не сам текст, а мысли в тексте.
2. Картинки должны иметь максимально подробные подписи. Если каталог ковров, так «Ковер Персидский. Размер 1.8м на 1.2м. Артикул 17216». Да, именно так.
3. Сайт должен корректно отображаться на любом устройстве. Монитор как с разрешением 800х600, так и 2560х1920. Экран мобильного телефона, смарфтона, КПК. Благо за первые два можно не особо беспокоится с мобильными браузерами Opera и Opera mini.
4. Макетных таблиц, как и фреймов быть не должно. Содержательные таблицы должны иметь заголовки.
5. Пункты в меню лучше всего текстовые. Или иконки с подписями, в альте тоже. Недопутимы текстовые пункты меню в виде катринок.
6. Если увеличить шрифт, сайт не должен «ехать».
7. Интерфейс понятный, а дизайн логичный.

Вообще проблема юзабилити известна давно. Ее впервые поставил дизайнер, который, как мне кажется, вместо ссылки «Удалить» поставил красную кнопку с крестиком. Так понятней, поскольку ближе к интерфейсу операционной системы. Потом подписал картинку, сделал текстовыми ссылки. А может, это совершилось еще раньше, когда из строки меню сделал столбик. Таким обазом, постепенно дизайнер шел к «очеловечеванию» интерфейса и делал его понятным не только себе, но и другим. И с каждым его шагом, этих других становилось все больше и больше...  Это второй подход к осуществлению юзабилити. Здесь простота и понятность ставятся не как цель, но как средство создания сайта. И этот подход появился гораздо раньше, эволюционировав «снизу», а не насаждаемый «сверху».  

В итоге мы имеем два на первый взгляд разных, но в то же время схожих подхода к созданию понятных интерфейсов. Истина лежит, скорее всего, посередине. Не надо ждать, пока пользователи сами скажут «нет» сайту, а продвигаться самим, используя некоторые положения, как идеалы. Которых, кстати, в отличие от философии, можно достичь.

 

← Назад к Публикациям






© ADS - ALSM design Studio, 2007. All rights reserved.
         Достал черный цвет?


© ALSM Design Studio, 2007

Электронная почта по всем вопросам: